ГЛАВНАЯ » Детки от 3 до 7 лет » детские учреждения » Подготовка к школе: когда начинать, в 5 или 6 лет?

Подготовка к школе: когда начинать, в 5 или 6 лет?

Вот наступило долгожданное время – вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он уже почти самостоятельный: сам одевается, сам ест, сам ложится спать, очень многим интересуется. На горизонте замаячила школа. И вы потихоньку начинаете интересоваться у бывалых родителей о том, как оно в школе, какие школы хорошие, что требуют от детей при поступлении и т.д. И оказывается, о ужас! Теперь все не так как раньше. Программа трудная, требования высокие, иностранный язык чуть ли не с первых дней, и оказывается, к 1-му классу ребенок должен прилично читать.

Начинаются бесконечные мысли: когда же начинать подготовку к школе? Может уже пора? Или с 6-ти лет ничего, успеем. А вдруг нет, вдруг ребенок будет хуже всех в классе? Потом вы заходите в интернет и окунаетесь  в море информации по этому вопросу. Как же разобраться?

Давайте, прежде всего, определим, что такое готовность к школе, из чего она складывается.

 


 

Психологи выделяют следующие виды психологической готовности к обучению в школе:

- Личностная готовность -  выражается в положительном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Это внутреннее желание ребенка стать школьником, готовность принять на себя новую социальную роль. Ребенок, внутренне готовый к школе, говорит: «Я хочу пойти в школу, чтобы учиться, чтобы все узнать». Ребенок, у которого не сформирована внутренняя позиция школьника, часто говорит: «Я хочу в школу, потому, что там можно играть на переменах, мне купят красивую форму и пенал».

- Эмоционально-волевая готовность - умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества. А так же умение сознательно ставить и достигать цели, подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Другими словами – сформированность произвольного поведения. Когда ребенок может дослушать задание до конца, а не сразу хватать карандаш и рисовать после слов педагога: «Давайте сейчас нарисуем…»; когда может действовать по заданному образцу, а не объяснять педагогу: «Мне так больше нравится, я ТАК хочу это сделать!». То есть, когда «надо» побеждает «хочу».

- Интеллектуальная готовность - умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, достаточный уровень развития познавательных психических процессов, таких как: мышление, внимание, память, речь, сформированность необходимых навыков письма. 

 

Итак, психологическая готовность к школьному обучению - есть необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (Н.И. Гуткина).

 


 

Но как понять, овладел ли ребенок необходимыми знаниями и умениями, и достаточно ли это для учебы в школе? В настоящее время существует множество книг с тестами для проверки знаний, но ответить точно на этот вопрос сможет только специалист-психолог после проведения диагностики школьной готовности.

Допустим, с помощью психолога,  вы поняли, что ребенок еще не готов к школе, есть много «хвостов», которые нужно подтянуть и есть к чему стремиться. Как выбрать оптимальную программу подготовки к школе?

Рынок предлагает множество услуг в этой области.
Что важно помнить при выборе программы подготовки к обучению в школе.

Во-первых, необходимо помнить, что для детей 5-ти лет длительность одного занятия не может превышать 25 минут (нормы СанПиН). Занятий может быть и два, но проходить они должны в игровой форме и между ними необходимо устраивать перерыв, в течение занятия мини-физминутки и пальчиковые игры. Детям 6 лет легче  удерживать внимание. Занятие с ними может быть 30минут. Итак, программа должна быть интересной для детей и учитывать возрастные особенности ребенка.

Во-вторых, она должна быть комплексной, то есть, охватывать не только спектр знаний и умений, необходимых в школе, но и включать элементы психологического тренинга – игры и упражнений, которые формируют личностную, мотивационную и волевую готовность ребенка.

В-третьих,  она должна быть щадящей для нервной системы дошкольников. Если длительность одного занятия рассчитана на два-два с половиной часа и проходит, скажем, с 18 до 20 вечера 2 раза в неделю – ждите усталости и нежелания ребенка ходить на занятия.

При выборе программы обучения, обязательно поинтересуйтесь, как выстроена программа, по каким учебникам будет заниматься ребенок, какова длительность занятий на какой срок рассчитана программа.

 

Основные моменты мы осветили. В остальном выбирать вам.
Остался лишь один вопрос – когда начинать?

Здесь все просто: если ребенок хочет заниматься, тащит рюкзак, собирает в него тетради, карандаши и т.п., просит вас быть учителем – это важный «звонок». Значит, у ребенка есть интерес к обучению – поддержите его. Это может быть и в 5 и в 6 лет. Обзвоните несколько развивающих центров, выберите подходящую программу. Помните, что 5-леткам до школы еще 2 года, главное, чтобы ребенок «не перегорел» и не скучал потом к школе.

Совсем другой случай, когда ребенку уже 6 лет, а интереса к обучению нет. Такое тоже бывает. Буквы учить не хочет, яблоки складывать не желает. Этот «звонок» нельзя игнорировать. Постарайтесь заинтересовать ребенка: вместе с ним сходите в обучающие центры, обсудите то, что пришла пора готовиться к школе, почему это важно. Дайте возможность ребенку проявить самостоятельность, пусть он сам выберет, где ему интересно.

 

В качестве примера грамотно выстроенной программы подготовки к школе, учитывающей актуальный уровень развития детей и выстроенной в лучших традициях отечественной психологии и педагогики, могу привести программу Центра «Муми-Тролль»
Программа охватывает все виды готовности к школе: интеллектуальную, личностную и волевую, а также нацелена на развитие у детей навыков письма.

 

Программ подготовки к школе много, независимо от того, какую именно вы выберите, я как педагог, желаю вашим детям живого интереса к школе и достижения высоких результатов в учебе.  Как мама, желаю вам встречать только грамотных педагогов, мастеров своего дела, искренне любящих детей.


Педагог-психолог Пронюшкина Н.Н

Центр развития и эстетического воспитания «Муми-Тролль» ул. Кирова 62А (1 этаж)
Телефон: 8 925 433 08 39
cайт: www.mumitr.ru

 

07.02.2014



Комментировать статью


  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.