ГЛАВНАЯ » Малыши от рождения до 3 » психология и развитие малыша » Что делать, если ребенок избегает маму?

Что делать, если ребенок избегает маму?

К нам в рубрику "Задай вопрос детскому психологу" пришло письмо с вопросом мамы, касающемся привязанности ребенка к родным и близким людям, а точнее избегание ребенком контакта с близкими людьми. Возможно, такая проблема существует и у других деток, поэтому мы рассмотрим вопрос избегающей привязанности в этой статье.

 

Выдержки из письма мамы:

"У меня ребенок 1,8 месяцев. ... Ребенок не реагирует, когда я прихожу или ухожу. Более того не реагирует на бабушку (живем вместе), папу. Как мне кажется у нас с ребенком нет тесного эмоционального контакта - она обнимает только если просим и то не всегда, к мама не идет успокаиваться если плачет, например, ночью, не очень любит, когда я ее обнимаю.
Так же ребенок достаточно стеснителен, как мне кажется, наши ровесники на площадке более открыты к знакомым детям и взрослым. Мало улыбается, особенно вне дома.

Ходили на развивающие занятие около 4 месяцев, за все это время дочка всегда как бы была в себе, эмоционально ни на кого не реагировала (не улыбалась, не шла на контакт)...

В период до года действительно, старалась не прибегать по первому зову, часто оставляла одну в комнате, засыпала она без меня.... Понимаю, что полностью моя вина, но есть ли какие-то возможности исправить сложившуюся ситуацию?"

 

Прежде всего посмотрим, как описывают психологи Надежную привязанность - то, какие взаимоотношения и должны быть между ребенком и близкими людьми, и Избегающую привязанность, пример которой мы видим в данном письме.

Надежная привязанность:

1. Мать воспринимается, как надежная защита ребенка в процессе его исследовательской деятельности.

2. Легко уходит от матери, чтобы изучить игрушки. Быстро включается в игру. Дружелюбен по отношению к воспитателю или психологу. Если расстроен, то легко успокаивается.

3. Активно идет на контакт или общение после воссоединения с матерью. Если огорчен, то немедленно идет и поддерживает контакт с матерью. Если не огорчен, то активно приветствует мать и ищет общения.

 

Избегающая привязанность:

1. Активно избегает мать, даже когда огорчен.

2. Легко расстается с матерью, чтобы изучить обстановку. Не привлекает мать к игре.

3. Активно избегает мать в момент воссоединения, отворачивается, смотрит в сторону, уползает, игнорирует мать. Не проявляет враждебности к незнакомым.


Итак, что же делать, если вы заметили какие-то из указанных признаков избегающей привязанности у ребенка?


Советы Татьяны Королевой - детского психолога по вопросу избегающей привязанности:

В процессе воспитание всегда необходимо руководствоваться главным – материнским сердцем, чутьем. Педагогов и психологов много, и у каждого свое субъективное мнение. Никто и никогда не скажет вам точно, как нужно воспитывать вашего ребенка. Так что, и сейчас слушайте, прежде всего, себя. Только вы сможете понять, почувствовать, что нужно вашему ребенку.


Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Прежде всего, вы правы в том, что осознали – ваш путь воспитания был неверным. С таким же успехом ребенка можно было отдать в детдом. Прежде, чем изучать новомодные теории воспитания, необходимо почитать обычную «Детскую психологию» Мухиной. Тогда бы вы знали, что каждый день ребенок проходит очередную стадию общения, вследствие чего, развиваются все остальные психические процессы.

То, что получилось у вас, в какой-то мере можно назвать «синдромом госпитализации», когда малыш вынужден много времени проводить в больнице, вне общения с мамой. Что ведет за собой определенные изменения в развитии.

 

Но не все так страшно, как вам сейчас кажется. С одной стороны, да, ушедшего не вернешь, и это время прочно останется в подсознании ребенка. Как он проявит себя в более старшем возрасте, пока не известно. Но я бы не советовала в будущем признаваться ребенку в том, что был такой эксперимент. Это может привести к тому, что ребенок начнет все свои жизненные сложности объяснять тем, что мама в детстве «недолюбила». Что, по сути, вряд ли является полной правдой. Вы же брали малыша на руки, когда болел животик или резались зубки, купали, улыбались ему.

 


 

С другой стороны, если ребенок еще достаточно мал, и все можно исправить.

 1. Больше времени проводите вместе. Ребенок не встречает вас, когда вы приходите? Так вы должны очень редко «уходить»!  Возможно, вы работаете, но тогда вам нужно сделать выбор: работа или еще хотя бы год дома с ребенком.

 2. Ребенок должен ждать вашей эмоциональной реакции и учиться у вас. Да-да, эмоциям тоже нужно учить! Смотрите вместе мультики. Пугайтесь, улыбайтесь, смейтесь. Танцуйте вместе, рисуйте, лепите, гуляйте.  Покажите все краски жизни! Одними куклами эмоции не воспитаешь.

 3. Телесный контакт. Необходимо найти моменты, когда ваш физический контакт будет выглядеть естественным и необходимым. Вы можете вместе заправлять кровать, одеваться, придерживать самокат или качели.

 4. Общение с детьми. Не обязательно учиться, главное, находиться в группе детей. Лучше, если это будут танцы, чем обучающие занятия.

 5. Бывайте в обществе других мам с малышами. Пусть ребенок смотрит на то, как происходит общение с мамами у других.

6. И, самое главное, сведите к минимуму постороннее воздействие: книги, статьи, телепередачи, навязывающие методы и способы воспитания. Литература – это источник практического материала: игры, стихи, сказки. Но не более. Учитесь слушать себя, анализировать то, что говорят ваш муж и родители. Те люди, которые каждый день видят вас и вашего ребенка.

Верните себе уверенность в том, что вы – это главный человек в жизни малыша. И только от вас зависит его благополучие!

 


 

Надеемся, что советы, приведенные в статье, помогут вам справиться с такой непростой ситуацией, если вдруг вы заметили у своего малыша симптомы избегающей привязанности. Любви и благополучия вам и вашим детям!

 

Статья подготовлена на основе советов детского психолога Татьяны Королевой



Комментировать статью


  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.