ГЛАВНАЯ » Школьники от 7 лет и старше » психология школьника » Личностная готовность к школе

Личностная готовность к школе

 Вот и настал тот долгожданный и волнующий момент в вашей жизни – поступление ребенка в школу. После того, как прошло волнение от выбора школы, учителя, школьной формы и размера строчек в тетради, вы вдруг понимаете, что ваш ребенок еще слишком мал и зависим от вас. И не рано ли ему в школу? Не переживайте. Такие мысли приходят в голову практически всем родителям.

Давайте все же постараемся объективно посмотреть на будущего ученика и понять, насколько он готов к обучению в школе.

Готовность ребенка к школе определяется совокупностью физических, интеллектуальных и психологических факторов.

Самое главное – это желание самого ребенка учиться. Школьная мотивация у 80% учеников формируется только к концу второй четверти, поэтому не стоит расстраиваться, если ваш маленький Эйнштейн пока восхищается новым рюкзаком и красивой книжкой, а не перспективой 40 минут рисовать крючочки и палочки. Заметно облегчит формирование школьной мотивации игра в школу со старшей сестрой или братом. Подобная игра будет полезна обоим детям: старший повторит материал, а младший заранее ознакомится со школьными порядками. Рассадите игрушки, раздайте «тетради», поставьте учительскую доску… Дальше дети поведут игру самостоятельно.

Не менее важны разговоры о школе в кругу семьи. Старайтесь не говорить о плохих отметках и других неприятностях. Проблемы вы будете решать по мере их возникновения. А пока обсуждайте интересные моменты, рассматривайте букварь, обсуждайте со старшим ребенком его успехи и новых друзей. Дайте понять будущему ученику, что вы ждете момента поступления в школу так же, как и он. И всегда окажете ему поддержку.

Так называемая «личностная» готовность к школе – это сформированная произвольность поведения, когда ребенок умеет контролировать свои действия. Сидеть молча на уроке, отвечать после поднятой руки, не перебивать учителя и др. Эти навыки формируются уже в старшем дошкольном возрасте в детском саду и при правильном воспитании дома. Произвольность не зависит от возраста.

Важно умение ребенка строить общение со взрослыми и детьми. Взрослого человека, будь то учитель или повар, нужно называть по имени и отчеству; не перебивать, когда взрослые разговаривают и т.п.

К моменту поступления в школу ребенок должен научиться знакомиться с другими детьми, решать конфликтные ситуации, соблюдать правила в игре. Хорошо, если вы заранее выяснили темперамент вашего ребенка, стеснительный он или активный, является в игре ведущим или ведомым, как ведет себя в конфликтной ситуации. Эта информация поможет учителю и воспитателю в школе сделать школьную жизнь вашего ребенка интересной и беспроблемной.

Немаловажно для будущего ученика умение правильно реагировать на неудачи. Их не избежать в школьной жизни, но хорошо, если ребенок научится воспринимать их как посыл к успеху, а не как ограничение его потенциала. Важна ваша поддержка и уверенность ребенка в ней.

Пристально следите за самооценкой ученика. В дошкольном возрасте она должна была быть завышена, а в первом классе она постепенно будет становиться адекватной. Важно, чтобы самооценка не стала заниженной. Это будет свидетельствовать о проблемах в школе или дефиците внимания и любви со стороны семьи.

Поступление в школу – это важный и ответственный момент для всей семьи. Без вашей поддержки, физической и эмоциональной, ребенку будет очень сложно справиться с новой ролью. Так что, будьте готовы не только проверять рюкзак и гладить форму, но и заново учить природоведение.

 

 

Автор статьи: Татьяна Королёва



Комментировать статью


  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.